Барби (Barbie, полное имя Барбара Миллисент Робертс) — пластиковая кукла ростом 11 дюймов (29 см) с фигурой взрослой женщины, представленная 9 марта 1959 г. компанией Mattel на Американской ярмарке игрушек. Инициатором создания куклы стала Рут Хэндлер, которая вместе с мужем Эллиотом стала соучредителем компании Mattel, производящей игрушки.

Вдохновением к созданию барби послужило наблюдение за игрой своей дочери в бумажных кукол. Она заметила, что та предпочитает выдавать им роль взрослых. Поскольку тогда выпускались куклы по образу малышей, Рут поделилась своей идеей по созданию взрослых кукол с мужем, однако Эллиот ее не понял. Он сказал, что ни одна мать не захочет купить своему ребенку куклу в образе женщины. В 1956 году в Европе на ее глаза попалась кукла Bild Lilli, созданная по мотивам мультипликационного персонажа комикса западногерманской газеты Bild Zeitung. Изначально рассчитана на мужскую аудиторию, кукла нравилась и детям.
Это было то, что хотелось создать Рут, она переработала дизайн куклы вместе с дизайнером Джеком Райаном и назвала в честь дочери Барбары — Барби.

Компания Greiner & Hausser заключила лицензионную сделку с конкурентом Mattel Луисом Марксом, который начал использовать формы головы Лилли для создания «Мисс Семнадцать», менее успешного конкурента Барби. Затем Marx и Hausser подали в суд на Mattel за нарушение прав на Lilli. Но иск не был удовлетворен, и Hausser продал авторские права и патенты на Lilli компании Mattel в 1964 году за небольшую сумму. Вскоре компания Hausser обанкротилась.

Но это был не последний случай, когда Лилли напомнила о себе: В 2001 г. компания Greiner & Hausser подала еще один иск против Mattel, утверждая, что на нее было оказано давление при заключении соглашения, и требуя выплаты авторского процента с каждой Барби, проданной с 1964 года. Однако в итоге дело было прекращено.

С момента появления куклы ее тело вызывало споры. Матери, участвовавшие в маркетинговом исследовании, проведенном компанией Mattel в 1958 г. перед выпуском куклы, критиковали Барби за то, что она «слишком фигуристая». Однако компания Mattel обошла эту проблему, рекламируя Барби непосредственно детям по телевидению. Фактически Mattel, выступив спонсором программы Уолта Диснея «Клуб Микки Мауса» в 1955 г., стала первой компанией по производству игрушек, транслировавшей рекламные ролики для детей.

В ответ на потребительский спрос в 1961 году компания Mattel выпустила куклу Кен, названную в честь сына Хэндлера, в роли бойфренда Барби.

В 1963 году компания Mattel представила лучшую подругу Барби — Мидж, а в 1964 году — младшую сестру Барби — Скиппер. Позже появились и другие братья и сестры, а к 1968 году для Барби были выпущены куклы «друзья», имеющие разные цвета кожи. Однако только в 1980 г. была выпущена сама кукла Барби в афроамериканском воплощении. В том же году дебютировала Барби-латиноамериканка.

1967
Первая кукла-знаменитость Барби была создана на основе британской модели Твигги. Оригинальная кукла Твигги имела знаменитый макияж Твигги и была одета в мини-платье в полоску и желтые ботинки. Она положила начало длинной череде кукол, созданных по образу и подобию знаменитостей и представителей модной элиты.

С 1970-х годов Барби критикуют за материализм (приобретение машин, домов, одежды) и нереальные пропорции тела. В 1994 г. ученые из Финляндии упрекли производителей в неправильной анатомии, не соответствующей настоящим женщинам. В ответ на это компания Mattel неоднократно меняла модель тела Барби. На рубеже XXI века кукла получила грудь меньшего размера, более широкую талию и стройные бедра, В связи с многолетней критикой, что куклы Барби не отражают разнообразие современной женщины, компания Mattel в 2016 году выпускает серию Barbie Fashionistas.

В линейку Fashionistas 2016 года вошли:

  • 33 новые куклы
  • 30 цветов волос
  • 24 прически
  • 22 цвета глаз
  • 14 скульптур лица
  • 7 тонов кожи
  • 4 типа тела

С появлением новых типов фигуры Барби даже попала на обложку журнала Time.

Несмотря на жалобы, многие женщины, игравшие с этой куклой, считают, считают Барби альтернативой гендерным стереотипам 1950-х годов. В отличие от кукол-младенцев, Барби не учила воспитанию. Оснащенная атрибутикой для карьеры, кукла служила образцом финансовой самостоятельности. В биографии Барби, в частности, есть такие должности, как пилот самолета, космонавт, врач, олимпийский спортсмен, кандидат в президенты США. Куклу также не связывали обязательства перед мужчинами и семьей. У Барби не было ни мужа, ни детей. Когда в начале 1960-х годов потребители стали требовать создания ребенка в масштабе Барби, компания Mattel не стала делать Барби мамой, а выпустила игровой набор «Барби няня».

Хотя компания Mattel позиционировала Барби как образцовую американскую девочку, кукла никогда не производилась в США, чтобы избежать более высоких затрат на оплату труда. Сегодня кукла стала символом потребительского капитализма и таким же глобальным брендом, как Coca-Cola, с ключевыми рынками в Европе, Латинской Америке и Азии. Однако Барби так и не получила одобрения властей мусульманского мира. В 1995 году в Саудовской Аравии была прекращена продажа этой куклы, поскольку она не соответствовала исламскому дресс-коду. В конце концов, аналогичные куклы, некоторые из которых были одеты в хиджабы (одежду, закрывающую волосы и шею), стали продаваться мусульманским девочкам.

Компания Mattel зарегистрировала Барби как произведение искусства, но кукла также послужила источником вдохновения для создания произведений искусства, включая портрет Энди Уорхола 1986 года и фотографии Уильяма Вегмана и Дэвида Левинталя. Писатели, в том числе А.М. Хоумс и Барбара Кингсолвер, использовали куклу в художественных произведениях. При интерпретации Барби художники, как правило, используют один из двух подходов: идеализируют куклу или, что более распространено, используют ее для критики связанных с ней идей — от преувеличенной женственности до расточительного потребления. В 2023 году Барби вышла на большой экран в фильме, снятом трехкратной номинанткой на премию «Оскар» Гретой Гервиг, с Марго Робби в главной роли и Райаном Гослингом в роли Кена.

Барби — очень популярный предмет коллекционирования. Поклонники интересуются как старыми Барби, так и экземплярами, которые компания Mattel создает для этого рынка. Хотя продажи Барби с 2000 года растут не так стремительно, как в 1990-е годы, они по-прежнему приносят более миллиарда долларов в год. Каждую секунду, по подсчетам Mattel, в мире продается две Барби.

Добавить комментарий